КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ПРИВАТИЗАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Приложение 1

к совместному приказу

Министра финансов Республики Казахстан

от 9 апреля 2012 года № 194

и Министра экономического развития и

торговли Республики Казахстан

от 6 апреля 2012 года № 104

 

 

 

Методические рекомендации

по заполнению форм плана развития

контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий

 

 

1.       Настоящие методические рекомендации по заполнению форм плана развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого подхода к составлению планов развития контролируемых государством акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и государственных предприятий.

2.   План развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий составляется с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий (далее – Организация, Организации).

3.   В Методических рекомендациях и приложениях 2-28 к совместному приказу Министра финансов Республики Казахстан от 7 марта 2012 года           № 140 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 28 февраля 2012 года № 52 (далее – Совместный приказ) используются следующие понятия:

1)       финансовый год – период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;

2)       плановый период – пять финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом;

3)       очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;

4)       отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году планового периода;

5)       продукт – результат хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной (материальный продукт) или нематериальной (интеллектуальный продукт) форме, либо в виде работ и (или) услуг, в том числе финансовых;

6)       продукция – все количество продуктов, произведенных Организацией за определенный промежуток времени;

7)       финансовые требования – право требования Организации к должнику, обусловленное договором займа (облигационный заем), финансового лизинга, временной финансовой помощи или иного аналогичного по экономическому содержанию договора на получение денег или иного финансового актива за предоставленное Организацией или третьими лицами имущество (гарантию);

8)       финансовые обязательства – обязательство Организации, обусловленное договором займа (облигационный заем), финансового лизинга, факторинга, временной финансовой помощи или иного аналогичного по экономическому содержанию договора уплатить деньги или иной финансовый актив за полученное имущество (гарантию);

9)       временная финансовая помощь – деньги, передаваемые (получаемые) одним юридическим лицом, входящим в Корпоративную группу, другому юридическому лицу (от другого юридического лица), входящему в Корпоративную группу, на условиях срочности, возвратности и, если это предусматривается договором, платности;

10)  консолидированные показатели – показатели деятельности Группы, представленные как показатели единой организации;

11)  контроль – право определять операционную, инвестиционную и финансовую политику юридического лица

12)  организационная структура Организации – документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений Организации и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой;

13)  Группа – Организация и ее дочерние организации;

14)  органиграмма – визуализация организационно-кадровой структуры Организации, представленная в виде схемы с указанием всех подразделений Организации (департаментов, управлений, отделов, служб, цехов, групп и т.п.), их численность и подчиненность;

15)  Корпоративная группа – Организация, ее дочерние организации, а также организации первого, второго, третьего, четвертого и пятого уровней;

16)  дочерняя организация – юридическое лицо, контролируемое Организацией;

17)  организация первого уровня – юридическое лицо, контролируемое дочерней организацией;

18)  организация второго уровня – юридическое лицо, контролируемое организацией первого уровня;

19)  организация третьего уровня – юридическое лицо, контролируемое организацией второго уровня;

20)  организация четвертого уровня – юридическое лицо, контролируемое организацией третьего уровня.

Иные термины и понятия используются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4.       Структура Плана развития:

1)       титульный лист;

2)       паспорт Организации;

3)       организационная структура;

4)       корпоративная структура;

5)       раздел «Показатели развития»;

6)       раздел «Агрегированные показатели»;

7)       раздел «Показатели планируемого года»;

8)       раздел «Пояснительная записка».

План развития может быть дополнен другими разделами, главами, параграфами и приложениями, когда такое дополнение уместно для раскрытия целей, задач, ключевых показателей, показателей финансово-хозяйственной деятельности и других сведений об Организации.

В случае дополнения плана развития разделами, разделов главами, а глав параграфами, каждый дополнительно представляемый раздел и (или) глава, и (или) параграф должны иметь соответствующее обозначение («раздел» «глава», «параграф»), а также наименование.

5.       Паспорт организации представляется по форме согласно приложению 2 к Совместному приказу.

Расчет показателей, характеризующих стоимость и доходность одной акции, а также доходность инвестированных в ТОО или государственное предприятие средств приводится в главе «Текущее состояние» раздела «Пояснительная записка»;

6.       Организационная структура представляется в виде органиграммы.

7.       Корпоративная структура (при наличии дочерних организаций и (или) организаций первого, второго, третьего и четвертого уровней) представляется по форме согласно приложению 3 к Совместному приказу. В случае отсутствия дочерних организаций, корпоративная структура представляется по форме (см. форму).

8.       В разделе «Показатели развития» приводятся цели, задачи, ключевые показатели, а также программа реализации. Раздел «Показатели развития» включает следующие главы:

1)   глава «Цели, задачи и ключевые показатели», в которой приводятся цели, задачи и ключевые показатели Организации на планируемый период. Глава «Цели, задачи и ключевые показатели» представляется по форме согласно приложению 4 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых целей, задач и ключевых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

2)   глава «Программа реализации», в которой содержится информация о реализуемых продуктах во взаимосвязи с задачами Организации на планируемый период, и представляется по форме согласно приложению 5 к Совместному приказу.

Обоснование программы реализации приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

9.       В разделе «Агрегированные показатели» приводятся агрегированные показатели финансово-хозяйственной деятельности на пятилетний период. Раздел «Агрегированные показатели» включает следующие главы:

1)   глава «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности», которая содержит информацию о консолидированных и неконсолидированных основных показателях финансовой хозяйственной деятельности на планируемый период, включая доходы, расходы, результаты финансово-хозяйственной деятельности, доходы акционера (участника), показатели рентабельности и финансовой устойчивости.

Глава «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности» представляется по форме согласно приложению 6 к Совместному приказу;

2)   глава «Расходы», в которой приводится на консолидированной и неконсолидированной основах информация о расходах, в том числе, себестоимости реализованной продукции, административных расходах, расходах по вознаграждениям и прочим расходам.

Глава «Расходы» представляется по форме согласно приложению 7 к Совместному приказу;

3)   глава «Инвестиционный (инновационный) план», в которой приводится информация об инвестиционных (инновационных) проектах в разрезе участников, источников финансирования, стоимости проекта, датах начала его реализации и завершения.

Глава «Инвестиционный (инновационный) план» представляется по форме согласно приложению 8 к Совместному приказу.

Обоснование инвестиционного (инновационного) плана приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка».

В случае, если Организацией не планируется осуществление инвестиционных и (или) инновационных проектов, глава «Инвестиционный (инновационный) план» представляется по форме:

№ п/п

Показатели

Инвестиции

Инновации

1

2

3

4

1

Наименование проекта

Х

Х

 

4)   глава «Приобретение долевых инструментов», в которой приводится информация о планах по приобретению долевых инструментов организаций.

Глава «Приобретение долевых инструментов» представляется по форме согласно приложению 9 к Совместному приказу.

Обоснование приобретения долевых инструментов приводится в главе «Инвестиционный (инновационный) план» раздела «Пояснительная записка».

В случае, если в планируемом периоде Организацией не предполагается приобретения долевых инструментов, глава «Приобретение долевых инструментов» представляется по форме (см. форму)

10.  В разделе «Показатели планируемого года» приводятся показатели финансово-хозяйственной деятельности в расшифрованном (развернутом) виде на первый планируемый год. Раздел «Показатели планируемого года» включает следующие главы:

1)       глава «Активы», в которой на консолидированной и неконсолидированной основах приводится информация о структуре текущих и долгосрочных активов.

Глава «Активы» представляется по форме согласно приложению 10 к Совместному приказу;

2)       глава «Источники финансирования», в которой раскрывается на консолидированной и неконсолидированной основах информация по источникам финансирования.

Глава «Источники финансирования» представляется по форме согласно приложению 11 к Совместному приказу;

3)       глава «Персонал», которая представляется по форме согласно приложению 12 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

4)       глава «Требования», которая представляется по форме согласно приложению 13 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в главе «Деньги» раздела «Пояснительная записка»;

5)       глава «Обязательства», которая представляется по форме согласно приложению 14 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в главе «Деньги» раздела «Пояснительная записка»;

6)       глава «Поступление денег», которая представляется по форме согласно приложению 15 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в главе «Деньги» раздела «Пояснительная записка»;

7)       глава «Выбытие денег», которая представляется по форме согласно приложению 16 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в главе «Деньги» раздела «Пояснительная записка»;

8)       глава «Приобретение (создание) активов», которая представляется по форме согласно приложению 17 к Совместному приказу.

В случае, если Организацией не планируется осуществление инвестиционных и (или) инновационных проектов, глава «Приобретение (создание) активов» представляется по форме (см. форму)

9)       глава «Остатки готовой продукции», которая представляется по форме согласно приложению 18 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка».

В случае, если остатки готовой продукции не планируются, или если в связи с особенностями деятельности Организации, остатки готовой продукции не предусматриваются, глава «Остатки готовой продукции» представляется по форме:

№ п/п

Наименование продукта

ед. изм.

20ХХ-2

20ХХ-1

20ХХ

факт отчетного финансового года

оценка текущего финансового года
(факт)

план на очередной финансовый год
(оценка)

кол-во

балансовая стоимость, тыс.тенге

кол-во

балансовая стоимость, тыс.тенге

кол-во

балансовая стоимость, тыс.тенге

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Х

Х

0

0

0

0

0

0

 

10)  глава «План производства», которая представляется по форме согласно приложению 19 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

11)  глава «Затраты основного производства», которая представляется по каждому продукту по форме согласно приложению 20 к Совместному приказу.

В случае, если в Организации отсутствует вспомогательное производство, а также если в соответствии с внутренними документами накладные расходы не формируются, глава «Затраты основного производства» представляется по форме согласно приложению 21.

Обоснование планируемых затрат приводится в главе «Затраты на производство» раздела «Пояснительная записка»;

12)  глава «Вспомогательное производство», которая представляется по форме согласно приложению 22 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых затрат приводится в главе «Затраты на производство» раздела «Пояснительная записка»;

В случае, если вспомогательное производство отсутствует, глава представляется по форме:

№ п/п

Наименование показателей

20ХХ-2

20ХХ-1

20ХХ

факт отчетного финансового года

оценка текущего финансового года

план на очередной финансовый год

1

2

3

4

5

6

7

1

Затраты по вспомогательному производству, всего

0

0

0

 

13)  глава «Накладные расходы», которая представляется по форме согласно приложению 23 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых затрат приводится в главе «Затраты на производство» раздела «Пояснительная записка»;

В случае, если накладные расходы не формируются, глава представляется по форме:

№ п/п

Наименование показателей

20ХХ-2

20ХХ-1

20ХХ

факт отчетного финансового года

оценка текущего финансового года

план на очередной финансовый год

1

2

3

4

5

6

7

1

Накладные расходы, всего

0

0

0

 

14)  глава «Доходы», которая представляется по форме согласно приложению 24 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

15)  глава «Административные расходы», которая представляется по форме согласно приложению 25 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

16)  глава «Расходы по вознаграждениям», которая представляется по форме согласно приложению 26 к Совместному приказу.

Обоснование планируемых показателей приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка».

В случае, если расходы по вознаграждениям не планируются, глава представляется по форме:

№ п/п

Наименование показателей

20ХХ-2

факт отчетного финансового года

20ХХ-1

оценка текущего финансового года

20ХХ

план на очередной финансовый год

1

2

3

4

5

1

Расходы по вознаграждениям, всего (тыс.тенге)

0

0

0

 

17)  глава «Прочие расходы», которая представляется по форме согласно приложению 27 к Совместному приказу.

Обоснование прочих расходов приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка»;

18)  глава «Налоги и другие платежи в бюджет», которая представляется по форме согласно приложению 28 к Совместному приказу.

Обоснование налогов и других платежей в бюджет приводится в соответствующей главе раздела «Пояснительная записка».

11.  Раздел «Пояснительная записка» содержит анализ текущей ситуации, информацию по рискам, казахстанскому содержанию, пояснения, расчеты и другую информацию, обосновывающую программу реализации, а также показатели, приводимые в разделах «Показатели развития», «Агрегированные показатели» и «Показатели планируемого года». Раздел «Пояснительная записка» включает следующие главы:

1)       глава «Текущее состояние», которая содержит следующие параграфы:

параграф «Непрерывность деятельности», в котором приводится заявление исполнительного органа Организации об отсутствии намерений в реорганизации (слиянии, разделении, преобразовании), приватизации или ликвидации; отсутствии обязательств, исполнение которых повлечет выбытие активов в объемах, несовместимых с возможностью осуществления деятельности в существующих масштабах; отсутствии иных событий и (или) условий, которые по отдельности или в совокупности могут поставить под сомнение непрерывность деятельности Организации.

В случае, если в планируемом периоде предполагается наступление событий и (или) условий, которые по отдельности или в совокупности могут поставить под сомнение непрерывность деятельности Организации, в параграфе должны быть приведены обоснования наступления таких событий и (или) условий, при этом горизонт планирования ограничивается сроком наступления указанных событий и (или) условий;

параграф «Прекращенная деятельность» – прекращенной деятельностью является компонент предприятия, который либо выбыл, либо классифицируется как предназначенный для продажи, и представляет собой отдельный значительный вид деятельности или географический район ведения операций; является частью единого скоординированного плана выбытия отдельного значительного вида деятельности или географического района ведения операций или является дочерней организацией, приобретенной исключительно с целью последующей перепродажи.

При раскрытии информации рекомендуется руководствоваться положениями Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В случае если у Организации отсутствует план по продаже компонента, параграф должен содержать следующую информацию: «Прекращенная деятельность не планируется»;

параграф «Доходность инвестированных средств» - приводится расчет показателей, характеризующих стоимость и доходность одной акции, а также доходность инвестированных в ТОО или государственное предприятие средств.

Расчет стоимости одной акции рекомендуется производить по формуле:

СА =

ЧА

* 1 000,

N

где:

СА – стоимость акции на конец соответствующего периода, тенге;

ЧА – чистые активы (капитал) на конец соответствующего периода, тыс.тенге;

N – количество акций на конец соответствующего периода, штук.

 

Расчет общей доходности одной акции рекомендуется производить по формуле:

ДА1 =

ДОБЩ

,

N

где:

ДА1 – общая доходность одной акции, (тыс.тенге);

ДОБЩ – общая сумма доходов за соответствующий период, (тыс.тенге);

N – количество акций на конец соответствующего периода, штук.

 

Для расчета общей доходности одной акции используется показатель общей суммы доходов за соответствующий период, приводимый в строке 13 «Доходы Организации» главы «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности» раздела «Агрегированные показатели».

Расчет доходности одной акции без учета доходов, получаемых по государственному заданию и реализации продуктов (продукции) государственным учреждениям рекомендуется производить по формуле:

ДА2 =

ДОБЩ – ДГЗ – ДГУ

,

N

где:

ДА2 – доходность одной акции без учета доходов, получаемых по государственному заданию и реализации продуктов (продукции) государственным учреждениям, (тыс.тенге);

ДОБЩ – общая сумма доходов за соответствующий период, (тыс.тенге);

ДГЗ доход, полученный от выполнения государственного задания, (тыс.тенге);

ДГУ – доход, полученный от реализации продукции государственным учреждениям, (тыс.тенге);

N – количество акций на конец соответствующего периода, штук.

 

Расчет коэффициента общей доходности инвестированных средств в ТОО или государственное предприятие рекомендуется производить по формуле:

ДИС1 =

ДОБЩ

,

УК

где:

ДИС1 – коэффициент общей доходности инвестированных средств;

ДОБЩ – общая сумма доходов за соответствующий период, (тыс.тенге);

УК – уставный капитал, (тыс.тенге).

 

Расчет коэффициента доходности инвестированных средств без учета доходов, получаемых по государственному заданию и реализации продуктов (продукции) государственным учреждениям рекомендуется производить по формуле:

 

ДИС2 =

ДОБЩ – ДГЗ – ДГУ

,

УК

где:

ДИС2 – коэффициент доходности инвестированных средств без учета доходов, получаемых по государственному заданию и реализации продуктов (продукции) государственным учреждениям, (тыс.тенге);

ДОБЩ – общая сумма доходов за соответствующий период, (тыс.тенге);

ДГЗ доход, полученный от выполнения государственного задания, (тыс.тенге);

ДГУ – доход, полученный от реализации продукции государственным учреждениям (тыс.тенге);

УК – уставный капитал, (тыс.тенге).

Для расчета общей доходности инвестированных средств используется показатель общей суммы доходов за соответствующий период, приводимый в строке 13 «Доходы Организации» главы «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности» раздела «Агрегированные показатели»;

параграф «Рынок» – приводится анализ рынка, на котором функционирует Организация, в том числе: рынок продавца (ситуация на рынке, при которой величина спроса на продукт (продукцию) со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложения данного продукта (продукции) со стороны продавцов); рынок покупателя (ситуация на рынке, при которой величина предложения продукта (продукции) со стороны продавцов, представленных на рынке, превышает величину спроса на данный продукт (продукцию) со стороны покупателей); емкость рынка (потенциально возможный объем продаж продукта (продукции) на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на продукт (продукцию), уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности).

Емкость рынка может быть рассчитана по формуле:

Е = М * С

где Е – емкость рынка в стоимостном выражении (тыс.тенге/год.);

М – количество реализуемого продукта (продукции)в год (ед.);

С – стоимость продукта (продукции), тыс.тенге;

параграф «Казахстанское содержание», в котором приводится перечень товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, закупаемых у казахстанских компаний; указывается доля казахстанского содержания в государственных закупках; количество местных поставщиков; процент казахстанского персонала, задействованного в производстве товаров, работ и услуг, закупленных Организацией.

Расчет казахстанского содержания производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2009 года № 367 «Об утверждении Единой методики расчета организациями казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг»;

2)       глава «Цели, задачи и ключевые показатели», в которой приводится обоснование целей, задач и ключевых показателей, вытекающие из доведенных уполномоченным органом соответствующей отрасли или местным исполнительным органом (исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета) ориентиров (событий, условий);

3)       глава «Программа реализации» содержит следующие параграфы:

параграф «Реализуемые продукты», в котором рекомендуется привести информацию о: наименовании продукта; его основных технических и других характеристиках; функциональном назначении и области применения (для каких потребителей предназначена продукция); объеме выпуска продукта в натуральном и стоимостном выражении; доле продукта в общем объеме реализации Организации; качестве, которое определяется соответствием продукции (продукта) техническим регламентам, требованиям стандартов, договорам (контрактам), запросам потребителей; работе, проводимой по получению необходимых сертификатов соответствия; тенденциях по изменению требований потребителей к качеству и ассортименту продуктов; возможности дальнейшего развития продукта; мероприятия по изменению ассортимента; сведениях по патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности.

При раскрытии информации рекомендуется сгруппировать продукты по определенным признакам: идентичные, однородные или по иным признакам;

параграф «Ценовая (тарифная) политика», в котором рекомендуется привести обоснование цен (тарифов) реализации исходя из: законодательства (требования законодательства Республики Казахстан по утверждению (установлению) или согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующей отрасли, включая утверждение предельных нормативов рентабельности и (или) установление минимального или максимального уровня цен (тарифов) на отдельные продукты); доходности (окупаемость затрат, получение средней или максимальной доходности); социальной значимости продукта (цены (тарифы) являются субсидируемыми, т.е. ниже или равные себестоимости вследствие предоставления государственных субсидий, приводится информация о размере субсидий на единицу реализованного продукта);

параграф «Потребители», в котором рекомендуется раскрыть следующую информацию: характеристика потребителей, включая их платежеспособность, то есть способность потребителей полностью выполнять свои обязательства по платежам, наличие у них денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств перед Организацией; характер спроса: равномерный или сезонный; потенциальные потребители (клиенты, покупатели, заказчики продукции).

Если потребителями являются государственные учреждения и (или) контролируемые государством акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственность, государственные предприятия необходимо привести долю реализации этим юридическим лицам;

параграф «План реализации», в которой рекомендуется привести: обоснование объемов реализации исходя из: доведенных уполномоченным органом соответствующей отрасли (исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета) ориентиров (событий, условий) и ключевых показателей; ситуации на рынке; заключенных договоров, предварительных соглашений с потребителями и иных условий;

4)       глава «Дивиденды (распределение части чистой прибыли)», в которой приводится обоснование планируемых к начислению в планируемом периоде дивидендов на акции или планируемого дохода на доли участия, или части чистой прибыли государственного предприятия, планируемой к перечислению в бюджет, размер которых приводится в главе «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности» раздела «Агрегированные показатели»;

5)       глава «Показатели деятельности» содержит расчеты показателей, приводимых в главе «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности» раздела «Агрегированные показатели». Глава «Показатели деятельности» содержит следующие параграфы:

параграф «Рентабельность собственного капитала» – приводится расчет рентабельности собственного капитала, при этом рекомендуется использовать следующую формулу:

ROE =

Чистая прибыль

*100, %;

Средняя стоимость собственного капитала

 

параграф «Рентабельность активов» – приводится расчет рентабельности активов, при этом рекомендуется использовать следующую формулу:

 

ROА =

Чистая прибыль

*100, %;

Средняя стоимость активов

 

параграф «Рентабельность продаж» – приводится расчет рентабельности продаж, при этом рекомендуется использовать следующую формулу:

ROS =

Чистая прибыль

*100, %;

Выручка

 

параграф «Финансовый рычаг (финансовый леверидж) и эффект финансового рычага (финансового левериджа)» приводится расчет финансового рычага (финансового левериджа), эффекта финансового рычага (финансового левериджа), при этом для расчета указанных показателей рекомендуется использовать следующие формулы:

Финансовый рычаг (финансовый леверидж):

ФР =

Заемный капитал

;

Собственный капитал

 

Эффект финансового рычага (финансового левериджа):

ЭФР = (1 - КН)*(ROA - ЦЗК) *ФР,

где:

ЭФР – эффект финансового рычага (финансового левериджа), заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %

КН – коэффициент налогообложения (ставка налога на прибыль), в виде десятичной дроби;

ROA – рентабельности активов, %;

ЦЗК – средний размер процентов за пользование заемным капиталом, %;

ФР – финансовый рычаг (финансовый леверидж), десятичная дробь;

параграф «EBITDA» приводится расчет показателя EBITDA, при этом рекомендуется использовать следующую формулу:

EBITDA = ЧП + КПН – КПНВЗ + НВЗ + А,

где:

ЧП – чистая прибыль;

КПН – корпоративный подоходный налог;

КПНВЗ – корпоративный подоходный налог, возмещаемый из бюджета;

НВЗ – начисленные вознаграждения по финансовым обязательствам;

А – начисленная за определенный период амортизация нематериальных активов и основных средства;

6)       глава «Инвестиционный (инновационный) план», в которой:

приводится обоснование планируемых и (или) реализуемых инвестиционных (инновационных) проектов, в том числе указываются мероприятия, связанные с реализацией инвестиционных (инновационных) проектов, например: приобретение (создание) основных средств, приобретение долевых инструментов дочерних организаций;

указывается стоимость инвестиционного (инновационного) проекта и источники его финансирования, в том числе: собственные (прибыль, амортизация), заемные средства (бюджетный кредит; облигационный заем, кредиты банков и кредиты организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; лизинг и финансовая аренда; прочие заимствования, а также условия привлечения: сроки, вознаграждение, условия погашения основной суммы долга и вознаграждений и т.д.).

В случае, если инвестиции осуществляются путем финансирования из республиканского или местного бюджета увеличения уставного капитала Организации, параграф дополняется информацией о финансовой схеме и результатах бюджетных инвестиций (приводятся планируемые прямые и конечные результаты, а также, при наличии, результаты качества и эффективности).

В случае, если в целях реализации инвестиционного проекта планируется получение государственного натурного гранта, должна быть приведена соответствующая информация, включая стоимость государственного натурного гранта, сведения об имуществе, передаваемого в качестве государственного натурного гранта, и другая существенная информация.

В случае, если реализация инвестиционных (инновационных) проектов не планируется, глава должна содержать следующую информацию: «Реализация инвестиционных (инновационных) проектов не планируется»;

7)       глава «Персонал» содержит следующие параграфы:

параграф «Численность», в котором приводится обоснование планируемой численности, в том числе в разрезе: работников, занятых в производстве продукции; административного персонала; прочих работников, состоящих в штате; работников, не состоящих в штате.

При обосновании численности исходными данными могут являться: объемы производства, улучшение сервисного обслуживания (например, сокращение времени ожидания в очереди), нормы времени или нормы выработки.

Норма времени – максимально допустимое рабочее время, установленное для выполнения производственной операции или определенных процессов (работ), необходимых для изготовления единицы продукции. При разработке нормы времени должен учитываться уровень квалификации работников, техники и организации производства. В состав нормы времени включаются следующие элементы:

ТН = ТО + ТВ + ТОБ + ТПЗ + ТОЛ + ТПТ,

где:

ТН – норма времени;

ТО – основное время;

ТВ – вспомогательное время;

ТОБ – время обслуживание рабочего места;

ТПЗ – подготовительно-заключительное время;

ТОЛ – время на отдых и личные надобности;

ТПТ – время неустранимых перерывов, предусмотренных технологией и (или) организацией производственного процесса.

Норма выработки – количество продукции (в натуральных единицах измерения), которое должно быть выработано производственной единицей (рабочим, бригадой) в единицу времени (час, смену). Этот показатель является величиной, обратно пропорциональной норме времени и рассчитывается в натуральных единицах продукции по формуле:

НВ

=

ФС

,

ТН

где:

НВ – норма выработки;

ФС – продолжительность времени, на которое предусматривается установить норму выработки (обычно час, смена, декада, месяц), единицы измерения – час (минута);

Р – количество работников, участвующих в выполнении единицы работы (продукции, операции), единицы измерения – человек;

ТН – норма времени.

Норма обслуживания – число работников (по профессии, специальности, квалификации), необходимое для одновременного обслуживания единицы оборудования, агрегатов, рабочих мест; обратная величина – число машин, обслуживаемых одним рабочим.

В случае отсутствия утвержденных норм времени или выработки, или иных утвержденных норм аналогичного содержания приводится обоснование исходя из применения норм, утвержденных уполномоченным государственным органом; из сложившейся практики; требований к персоналу: образование, квалификация, стаж работы по специальности или в смежных отраслях, возраст;

параграф «Оплата труда», в котором приводится обоснование планируемых расходов по оплате труда работников, в том числе в разрезе: работников, занятых в производстве продукции; административного персонала; прочих работников, состоящих в штате; работников, не состоящих в штате, кроме того, приводится обоснование планируемых расходов, связанных с оплатой вознаграждений членам Совета директоров (наблюдательного совета).

Обоснование производится исходя из факторов, которые по отдельности или в совокупности, оказывают влияние на расходы, связанные с оплатой труда, например: ростом (снижением) объема производства; повышением (снижением) нормы времени; повышением (снижением) разрядности работ; изменением основной заработной платы, доплат, надбавок, премий и других стимулирующих выплат, носящих постоянный характер, предусмотренных системой оплаты труда, и т.д.

В параграфе также приводится обоснование выплат, не носящих постоянный характер, например: пособие на оздоровление к оплачиваемому ежегодному трудовому отпуску, единовременные поощрительные выплаты и т.д.;

параграф «Производительность труда» – приводится расчет производительности труда, при этом рекомендуется использовать следующую формулу:

Т =

EBITDA

,

РСР

где:

Т – производительность труда, тыс.тенге/1 работник;

РСР – среднесписочная численность персонала за определенный период;

 

параграф «Рост (снижение) производительности труда» – приводится расчет роста (снижения) производительности труда.

В качестве показателя, характеризующего рост (снижение) производительности труда рекомендуется использовать коэффициент опережения темпа роста (снижения) производительности труда по сравнению с темпом роста (снижения) расходов, связанных с оплатой труда, за определенный период времени, который рассчитывается по формуле:

 

КОП =

JПР

,

JЗП

где:

JПР – индекс, характеризующий изменение производительности труда за определенный период;

JЗП – индекс, характеризующий изменение расходов, связанных с оплатой труда персонала, за определенный период.

 

Индекс, характеризующий изменение производительности труда за определенный период рекомендуется рассчитывать по формуле:

JПР =

ТПЛ

,

ТБ

где:

ТПЛ – планируемая производительность труда в очередном финансовом году;

ТБ – производительность труда в базисном финансовом году, при этом в качестве базисного года используется оценка производительности труда текущего финансового года;

 

Индекс, характеризующий изменение расходов, связанных с оплатой труда персонала, за определенный период рекомендуется рассчитывать по формуле:

JЗП =

ЗППЛ

,

ЗПБ

где:

ЗППЛ – планируемые расходы, связанные с оплатой труда персонала, в очередном финансовом году;

ЗПБ – расходы, связанные с оплатой труда персонала в базисном финансовом году, при этом в качестве базисного года используется оценка расходов, связанных с оплатой труда персонала текущего финансового года;

параграф «Относительная экономия (перерасход) оплаты труда» – приводится расчет относительной суммы экономии (перерасхода) оплаты труда в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и расходов, связанных с его оплатой,, расчет производится по формуле:

 

±Э =

ЗППЛ

*

JЗП - JПР

,

JЗП

 

где:

±Эотносительная экономия (перерасход) оплаты труда в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и расходами, связанными с его оплатой, в очередном финансовом году;

ЗППЛ планируемые расходы по оплате труда в очередном финансовом году;

параграф «Текучесть кадров» – приводится расчет уровня текучести кадров, который определяется делением числа работников Организации, выбытие (увольнение) которых связано с причинами, относимым к текучести (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, но не по причинам, вызванным производственной потребностью, например, сокращение штата), на среднесписочное число работников за тот же период:

УТЕК

=

РУВ

*100

, (%)

,

РСР

где:

УТЕК – уровень текучести, (%);

РУВ – число выбывших (уволенных) работников, человек;

РСР – среднесписочное число работников, человек;

параграф «Повышение квалификации», в котором раскрывается информация о планируемых мероприятиях, связанных с повышением квалификации персонала, также приводится обоснование расходов, связанных с профессиональной подготовкой (форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ), переподготовкой (форма профессионального обучения, позволяющая освоить другую профессию или специальность) и повышением квалификации работников (форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки). По данной статье приводятся расходы, связанные непосредственно с оплатой обучения, командировочные расходы (наем жилья, проезд к месту командирования, суточные) отражаются по статье «Командировочные расходы» с приведением соответствующего обоснования;

параграф «Создание новых рабочих мест», в котором приводится информация о событиях и (или) условиях, приводящих к созданию новых рабочих мест;

параграф «Социальная программа», в которой приводится обоснование мероприятий, связанных с реализаций социальной программы, также приводится обоснование планируемого выбытия денег и (или) расходов, связанных с их реализацией.

Обоснованием планируемых мероприятий могут являться условия коллективного и (или) индивидуального договора, а также иные условия (события), из которых вытекают соответствующие обязательства Организации;

8)       глава «Деньги», которая содержит следующие параграфы:

параграф «Требования», в котором приводится: обоснование планируемой на конец очередного финансового года суммы требований; характеристика должников, планируемые резервы (провизии), сформированные против сомнительных и безнадежных требований (дебиторской задолженности); мероприятия по истребованию задолженности, срок исполнения которой истек; информация о наличии обеспечения исполнения требований (залог, заклад, гарантии и т.д.);

параграф «Обязательства», в котором приводится: обоснование планируемой на конец очередного финансового года суммы обязательств, в том числе финансовых с указанием кредиторов, целевого назначения привлеченных средств, условий привлечения (годовая процентная ставка по вознаграждению, условия оплаты основной суммы долга, вознаграждения) и сроков погашения; информация по обеспечению обязательств (передача имущества в залог и другие виды предоставленного обеспечения).

В параграфе также приводится расчет показателя «Долговая нагрузка»:

Содержание показателя

минимальное значение

Показывает сумму выбытия денег (исполнение финансовых обязательств и обязательств по факторингу, погашение облигаций и оплата вознаграждений), приходящуюся на один тенге генерируемого денежного потока без учета данного выбытия

≤ 0,95

 

Показатель «Долговая нагрузка» рассчитывается по формуле:

ДН =

ФО + Воз

,

ДНАЧ + ПД + ФО + Воз ВД

где:

ДН долговая нагрузка;

ДНАЧ деньги и их эквиваленты на начало периода;

ПД – общая сумма поступления денег за период;

ФО – выбытие денег, связанное с погашением финансовых обязательств в течение периода;

Воз – выбытие денег, связанное с оплатой вознаграждений в течение периода;

ВД – общая сумма выбытия денег за период;

 

параграф «Поступление и выбытие денег», в котором обосновывается потребность в деньгах, мероприятия по привлечению денег и направления их выбытия. В случае планирования операций с временно свободными деньгами параграф рекомендуется дополнить информацией, раскрывающей сумму временно свободных денег, направления их использования (размещение во вклады, приобретение финансовых активов, оказание временной финансовой помощи, доходность, сроки размещения).

При раскрытии информации по мероприятиям, связанным с привлечением денег рекомендуется указать источники, в том числе:

размещение акций (долей участия) – бюджетная программа, администратор бюджетной программы, объемы выпуска и размещения, планируемая цена размещения;

увеличение уставного капитала государственного предприятия – бюджетная программа, администратор бюджетной программы, сумма финансирования;

выпуск облигаций – объем выпуска, количество облигаций в выпуске, процедура и порядок их выпуска, размещения, обращения, выплаты вознаграждения, погашения и другая существенная информация;

привлечение займов (временной финансовой помощи) – займодатели; размер займа; срок привлечения, процент вознаграждения, условия оплаты вознаграждения, условия погашения основной суммы долга; имущество, передаваемое в качестве обеспечения и другая существенная информация;

9)       глава «Остатки готовой продукции», в которой приводится обоснование остатков готовой продукции исходя из специфики отрасли, особенностей технологического процесса, заключенных договоров, предварительных соглашений с потребителями и иных условий.

Готовой продукцией (готовым продуктом) считается изделие: прошедшее все операции технологического процесса; полностью укомплектованное; соответствующее техническим стандартам, техническим условиям; принятое на склад или заказчиком.

В случае, если остатки готовой продукции не планируются, или если в связи с особенностями деятельности Организации, остатки готовой продукции не предусматриваются, глава должна содержать следующую информацию: «Остатки готовой продукции не планируются»;

10)  глава «План производства», в которой приводится обоснование производства (в разрезе продуктов) исходя из доведенных уполномоченным органом соответствующей отрасли (исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета) ориентиров (событий, условий) и ключевых показателей; ситуации на рынке, заключенных договоров, предварительных соглашений с потребителями; наличия остатков готовой продукции, незавершенного производства и иных условий.

Незавершенным производством является совокупность продукции частичной готовности, в том числе: продукция, находящаяся в процессе производства (отличает незавершенное производство от сырья); не законченная изготовлением в пределах цехов или самостоятельных участков (отличает незавершенное производство от полуфабрикатов); находится в стадии проверки, испытания, вплоть до оформления ее в качестве готовой продукции (отличает незавершенное производство от готовой продукции).

При раскрытии информации рекомендуется сгруппировать продукты по определенным признакам: идентичные, однородные или по иным признакам.

Глава «План производства» также должна содержать информацию о наличии лицензий на осуществление определенных видов деятельности, (дата выдачи и номер лицензии, орган, выдавший лицензию), наличии комплексной предпринимательской лицензии (предмет и дата заключения договора комплексной предпринимательской лицензии, срок действия, комплексный лицензиар), необходимости получения лицензий, расходы на получение лицензий, наличии охранных документов (когда и кем выдан, срок действия; расходы, связанные с оплатой за поддержание охранного документа в силе);

11)  глава «Затраты на производство», в которой приводится обоснование затрат на весь объем производства отдельного продукта.

При обосновании затрат допускается группировка продуктов по определенным признакам, например: идентичности, однородности или по иным признакам.

Глава содержит следующие параграфы:

параграф «Запасы» – приводится обоснование потребности в основных видах товарно-материальных запасов, используемых в процессе производства продукта, а также планируемых объемах их потребления в стоимостном выражении.

При обосновании потребности в запасах допускается их группировка по определенным признакам, например: идентичности, взаимозаменяемости или по иным признакам.

При обосновании потребности в основных видах запасов рекомендуется руководствоваться нормами материальных затрат, кроме того, рекомендуется рассмотреть возможность использования следующей формулы:

МОБЩ = ∑Нi * Vj, ... + МН – МК ,

где:

МОБЩ – потребность Организации в i-м виде сырья (материала), натуральные единицы измерения;

Нi – норма расхода i-го вида сырья (материала) на единицу продукта, натуральные единицы измерения;

Vi – объем производства j-го продукта в очередном финансовом году, натуральные единицы измерения;

МН – остаток i-го вида сырья (материала) на начало очередного финансового года, натуральные единицы измерения;

МК – планируемый остаток i-го вида сырья (материала) на конец очередного финансового года, натуральные единицы измерения;

∑Нi * Vj, … – планируемый объем продуктов в очередном финансовом году, при производстве которых используется i-ый вид сырья (материла), натуральные единицы измерения.

При обосновании страховых резервов, рекомендуется провести соответствующие расчеты, например:

определить норму запасов, которая показывает время нахождения материальных ресурсов в составе страхового запаса. В общем виде данный показатель можно рассчитать по формуле:

ДОС = ДОТ + ДЖ + ДПП,

где:

ДОС – норма страхового сырья (материала), дней;

ДОТ – время, требуемое для срочного оформления заказа и отгрузки сырья (материала) от поставщика, дней;

ДЖ – время нахождения сырья (материала) в пути, дней;

ДПП – время, требуемое для приемки и подготовки сырья (материала) к производственному потреблению, дней;

рассчитать страховой запас сырья (материала) – в общем виде данный показатель можно рассчитать по формуле:

З = ДОС * МСР,

где:

З – страховой запас сырья (материала), натуральные единицы измерения;

ДОС – норма страхового запаса сырья (материала), дней;

МСР – среднедневная потребность в данном виде сырья (материала), натуральные единицы измерения.

В случае отсутствия утвержденных норм, приводится обоснование исходя из сложившейся практики, применения норм, утвержденных уполномоченным государственным органом или иные обоснования;

параграф «Оплата труда работников» – приводится информация о планируемых затратах, связанных с оплатой труда и другими выплатами, не носящими постоянного характера;

параграф «Работы (услуги), полученные от подрядчиков» – раскрывается информация о работах (услугах) получаемых от подрядчиков, в том числе объемы получаемых работ (услуг), цене и их стоимости;

параграф «Налоги и социальные отчисления» – приводится обоснование планируемых налогов, в том числе приводятся базы для исчисления начисляемых налогов;

параграф «Прочие затраты, связанные с основным производством» – приводится перечень и обоснование прочих затрат;

параграф «Вспомогательное производство» – приводится информация о затратах производств, связанных с обслуживанием основного производства (ремонтные работы, перевозка грузов, подача воды, строительный участок на заводе, электростанция, котельная и т.д.);

параграф «Накладные расходы» – приводится информация о затратах, которые сопровождают, сопутствуют основному производству, но не связаны с ним напрямую. К ним относятся: заработная плата аппарата управления и обслуживающего персонала, затраты связанные с использованием энергии (электрической и тепловой), текущий ремонт, амортизация нематериальных активов и основных средств и иные затраты. При выпуске Организацией нескольких видов продукции накладные расходы распределяются между ними косвенным способом (например, пропорционально заработной плате рабочих без доплат; количеству отработанных рабочими человеко-часов и др.).

В случае, если в Организации отсутствует вспомогательное производство, а также если в соответствии с внутренними документами накладные расходы не формируются, глава «Затраты на производство» содержит следующие параграфы:

параграф «Запасы» – приводится обоснование потребности в основных видах товарно-материальных запасов, используемых в процессе производства продукта, а также планируемых объемах их потребления в стоимостном выражении.

параграф «Оплата труда работников» – приводится информация о планируемых затратах, связанных с оплатой труда и другими выплатами, не носящими постоянного характера;

параграф «Работы (услуги), полученные от подрядчиков» – раскрывается информация о работах (услугах) получаемых от подрядчиков, в том числе объемы получаемых работ (услуг), цене и их стоимости;

параграф «Амортизация» – приводится обоснование затрат, связанных с амортизацией нематериальных активов и основных средств;

параграф «Обслуживание и ремонт основных средств» – приводится обоснование затрат, связанных с обеспечением работы оборудования, к которым относятся: расходы, связанные с использование товарно-материальных запасов, оплатой труда работников, амортизации нематериальных активов и основных средств, используемых в обслуживании и ремонте основных средств, потребляемой энергии и т.д.;

параграф «Энергия» – приводится обоснование планируемых затрат, связанных с потреблением электрической и тепловой энергии. Обоснование потребности приводится на основе утвержденных норм расхода, в случае отсутствия утвержденных норм, необходимо привести информацию о методе определения потребности в различных видах энергии;

параграф «Водоснабжение, канализация и затраты по иным коммунальным услугам» – приводится обоснование планируемых затрат, связанных с потребляемым объемом воды, услуг канализации и иным коммунальным услугам. Обоснование потребности в водоснабжении, канализации и иных коммунальных услугах приводится на основе утвержденных норм, в случае отсутствия утвержденных норм, необходимо привести информацию о методе или методах определения потребности в коммунальных услугах;

параграф «Транспортные услуги» – приводится обоснование затрат, связанных с планируемыми к потреблению транспортными услугами;

параграф «Услуги связи» – приводится обоснование затрат, связанных с потреблением услуг связи;

параграф «Информационные услуги» – приводится обоснование затрат, связанных с потреблением информационных услуг;

параграф «Консультационные услуги» – приводится обоснование затрат, связанных с потреблением консультационных услуг;

параграф «Командировочные расходы» – приводится обоснование затрат по возмещению расходов работников при выполнении ими служебного задания вне места постоянной работы. Командировочные расходы включают: оплату найма жилых помещений, проезд к пункту командировки и обратно, суточные;

параграф «Операционная аренда» – приводится обоснование затрат, связанных с активами, принятыми в операционную аренду;

параграф «Пожарная безопасность и соблюдение специальных требований» – приводится обоснование затрат, связанных с выполнением требований пожарной безопасности и соблюдению специальных требований;

параграф «Охрана труда и техника безопасности» – приводится обоснование затрат, связанных с поддержанием (созданием) соответствия трудового процесса и производственной среды требованиям безопасности и охраны труда при выполнении работником трудовых обязанностей;

параграф «Налоги и социальные отчисления» – приводится обоснование планируемых налогов, в том числе приводятся базы для исчисления начисляемых налогов;

параграф «Страхование» – приводится обоснование планируемых затрат, связанных с обязательными видами страхования;

параграф «Прочие затраты, связанные с основным производством» – приводится перечень и обоснование прочих затрат;

12)  глава «Доходы», в которой приводится обоснование планируемых доходов. Ниже приводится примерный перечень доходов, которые рекомендуется раскрыть: доходы по государственному заданию, доходы от реализации продукции государственным учреждениям, доходы от реализации продукции прочим потребителям, доходы в виде вознаграждений, доходы по дивидендам, доходы от безвозмездно полученных активов, доходы от выбытия активов, доходы от операционной аренды, доходы по курсовой разнице и прочие планируемые доходы;

13)  глава «Административные расходы», в которой приводится обоснование административных расходов. Ниже приводится перечень расходов, которые рекомендуется раскрыть:

«запасы» – приводится обоснование потребности в основных видах товарно-материальных запасов, используемых в административных целях, а также планируемых объемах их потребления в стоимостном выражении.

При обосновании потребности в запасах допускается их группировка по определенным признакам, например: идентичности, взаимозаменяемости, или по иным признакам;

«оплата труда работников» – приводится информация о планируемых расходах, связанных с оплатой труда и другими выплатами, не носящими постоянного характера;

«вознаграждения членам Совета директоров (наблюдательного совета)» – приводится информация о планируемых расходах, связанных с оплатой вознаграждения членам Совета директоров (наблюдательного совета);

«амортизация» – приводится обоснование расходов, связанных с амортизацией нематериальных активов и основных средств, используемых в административных целях;

«обслуживание и ремонт основных средств» – приводится обоснование расходов, связанных с обеспечением работы оборудования и прочих основных средств, используемых в административных целях;

«энергия» – приводится обоснование планируемых расходов, связанных с потреблением электрической и тепловой энергии. Обоснование потребности приводится на основе утвержденных норм расхода, в случае отсутствия утвержденных норм, необходимо привести информацию о методе определения потребности в различных видах энергии;

«водоснабжение, канализация и расходы по иным коммунальным услугам» – приводится обоснование планируемых расходов, связанных с потребляемым объемом воды, услуг канализации и иным коммунальным услугам. Обоснование потребности в водоснабжении, канализации и иных коммунальных услугах приводится на основе утвержденных норм, в случае отсутствия утвержденных норм, необходимо привести информацию о методе или методах определения потребности в коммунальных услугах;

«страхование» – приводится обоснование планируемых расходов, связанных с обязательными видами страхования;

«транспортные услуги» – приводится обоснование расходов, связанных с планируемыми к потреблению транспортными услугами;

«операционная аренда» – приводится обоснование расходов, связанных с активами, принятыми в операционную аренду;

«услуги связи» – приводится обоснование расходов, связанных с потреблением услуг связи;

«информационные услуги» – приводится обоснование расходов, связанных с потреблением информационных услуг;

«консультационные услуги» – приводится обоснование расходов, связанных с потреблением консультационных услуг;

«повышение квалификации работников» – приводится обоснование расходов, связанных с повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой работников;

«командировочные расходы» – приводится обоснование расходов по возмещению расходов работников при выполнении ими служебного задания вне места постоянной работы. Командировочные расходы включают: оплату найма жилых помещений, проезд к пункту командировки и обратно, суточные;

«аудиторские услуги» – приводится обоснование расходов, связанных с проведением аудита финансовой отчетности;

«услуги охраны» – приводится обоснование расходов по услугам охраны, в том числе приводится обоснование необходимости потребления услуг в планируемых объемах;

«банковские услуги» – приводится обоснование расходов, связанные с банковскими услугами;

«охрана труда и техника безопасности» – приводится обоснование расходов, связанных с поддержанием (созданием) соответствия трудового процесса и производственной среды требованиям безопасности и охраны труда при выполнении работником трудовых обязанностей;

«пожарная безопасность и соблюдение специальных требований» – приводится обоснование расходов, связанных с выполнением требований пожарной безопасности и соблюдению специальных требований;

«представительские расходы» – приводится обоснование расходов по официальному приему и обслуживанию представителей других юридических лиц, прибывших для переговоров с целью установления или поддержания сотрудничества. Представительские расходы включают следующие виды расходов: проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) указанных лиц, их транспортное обеспечение, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятия культурной программы, оплату переводчика, не состоящего в штате Организации. Не относятся к представительским расходам расходы на организацию досуга, развлечения или отдыха. Обоснование приводится по каждому их виду планируемых расходов;

«расходы по проведению заседаний Совета директоров (наблюдательного совета)» – приводится обоснование расходов по проведению заседаний Совета директоров (наблюдательного совета), в том числе по видам расходов: командировочные (квартирные, проездные, суточные) с указанием утвержденных норм таких расходов для членов Совета директоров (наблюдательного совета); транспортное обслуживание; услуги переводчика (не состоящего в штате) и иные расходы;

«налоги» – приводится обоснование планируемых налогов;

«другие обязательные платежи в бюджет» – приводится обоснование планируемых к уплате в бюджет сборов, плат и государственной пошлины;

«благотворительная и спонсорская помощь» – приводится обоснование планируемых расходов по благотворительной и спонсорской помощи с указанием возможных получателей;

«прочие расходы» – приводится обоснование прочих планируемых расходов, относимых к административным, например, расходы по оплате услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг;

14)  глава «Расходы по вознаграждениям», в которой приводится обоснование расходов, связанных с начислением кредитору вознаграждений за привлеченные ресурсы, полученные гарантии и иные расходы аналогичного экономического содержания.

В случае, если в очередном финансовом году расходы по вознаграждениям не планируются, глава «Расходы по вознаграждениям» должна содержать следующую информацию: «Расходы по вознаграждениям не планируются»;

15)  глава «Прочие расходы», в которой приводится обоснование расходов, связанных с:

оплатой труда прочих работников, состоящих и не состоящих в штате;

провизиями (резервами), сформированными против сомнительных и безнадежных требований, например, по сомнительным требованиям к покупателям, по оказанным финансовым услугам, по размещенным вкладам и прочим сформированным провизиям (резервам);

выбытием активов;

обесценением активов;

возникновением курсовых разниц;

инвестициями, учитываемыми методом долевого участия;

прекращенной деятельностью и прочими расходами, например: по маркетингу и рекламе, по реализации; по медицинскому обслуживанию; судебными издержками.

В главе «Прочие расходы» приводится обоснований планируемых расходов, связанных со страховой (перестраховочной) деятельностью;

16)  глава «Налоги и другие обязательные платежи в бюджет», в которой приводится обоснование планируемых к начислению налогов, в том числе базы для исчисления каждого планируемого к уплате налога, кроме того, приводится информация о налогах, срок уплаты которых истек.

17)  глава «Риски», в которой приводится идентификация, оценка (определение вероятности наступления неблагоприятного события), измерение (определение ущерба от наступления неблагоприятного события) рисков, связанных с деятельностью Организации, а также мероприятия по минимизации вероятности наступления рисков и потенциального ущерба, связанного с их наступлением. Глава содержит следующие параграфы:

параграф «Операционные риски» – возникновение убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы: персонал (потеря ключевых менеджеров и специалистов Организации, недостаточная квалификация сотрудников, мошенничество сотрудников), производство (угроза технических сбоев, поломка оборудования, нарушение технологического процесса), бизнес-процессы (адекватность организационной структуры задачам и объемам деятельности Организации, неэффективность и (или) несогласованность бизнес-процессов);

параграф «Финансовые риски» – возникновение убытков, связанных с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств): потеря платежеспособности (отсутствие или недостаточность у Организации денег для своевременного исполнения обязательств, в том числе финансовых, по мере наступления их сроков); потеря ликвидности (недостаточность или невозможность быстрой реализации активов без существенного снижения их стоимости);

параграф «Рыночные риски» – возникновение убытков, связанных с неблагоприятными изменениями рыночных параметров: процентный риск (неблагоприятные колебания процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов); инфляционный риск (обесценения активов или доходов в результате инфляционного роста цен); валютный риск (неблагоприятное изменение курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов);

параграф «Кредитные риски» – возникновение убытков вследствие нарушения должником первоначальных условий договора (контракта) по исполнению взятых им на себя денежных обязательств при проведении банковских заемных, лизинговых, факторинговых, форфейтинговых операций, операций по выдаче банковских гарантий, оказанию временной финансовой помощи и других операций;

параграф «Маркетинговые риски» – возникновение убытков вследствие ошибочной, неудачной стратегии или тактики на рынке сбыта.

12.  Пояснительная записка может быть дополнена другими главами, параграфами и приложениями, когда такое дополнение уместно для раскрытия целей, задач, ключевых показателей и показателей финансово-хозяйственной деятельности Организации на планируемый период.

В случае дополнения разделов главами, а глав параграфами, каждая дополнительно представляемая глава и (или) параграф должны иметь соответствующее обозначение («глава», «параграф»), а также наименование.

13.  Показатели второго и последующих годов, приводимые в приложениях 5 – 9 к Совместному приказу, определяются исходя из прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан или региона, в том числе с учетом бюджетных параметров, планируемого уровня инфляции, размера месячного расчетного показателя, минимального размера заработной платы, а также с учетом других показателей, приводимых в документах Системы государственного планирования.